Рекомендации психолога

Педагог-психолог: Татьяна Владимировна Казмер

Лучший способ сделать ребенка хорошим
— это сделать его счастливым.
Оскар Уайльд

В жизни есть многое, чему должен научиться ребенок, пока вырастет. Какие-то умения и знания более важны, другие менее.

Выделяют несколько важных моментов, которым родители могут и должны научить своего ребенка, чтобы подготовить его к взрослой жизни:

  • Любить себя. Любить себя — это не значит делать только то, что хочется. Любить — это значит ценить собственную жизнь. Любить себя — это значит управлять своими чувствами, своими эмоциями. Любить себя — бережно относиться к тому, что окружает. Любить себя — делать так, чтобы не было лишних замечаний, поучений, наказаний. Любить себя — чувствовать себя человеком, причем хорошим человеком, а не ущербным. Чувство собственной уникальности — жизненно важная часть человеческого существования.
  • Интерпретировать поведение. Ребенок должен понимать, что настроение человека может зависеть от разных причин и что если его поведение не совпадает с настроением взрослых, то это может вызвать конфликты. Нужно уметь видеть настроение других людей и строить свое поведение в соответствии с этим.Помимо того, что ребенку надо уметь видеть настроение других людей, ему надо научиться объяснять и свое собственное поведение. Осознание своего поведения, своих проступков поможет ребенку принимать в каждом случае необходимое решение для выхода из создавшейся ситуации.
  • Общаться при помощи слов. Любой ребенок должен уметь рассказать о своих чувствах и переживаниях словами. Это важно, чтобы взрослый мог понять его и, при необходимости, помочь принять нужное решение.
  • Понимать различие между мыслями и действиями. Не умея этого делать, ребенок очень трудно входит в работу. Мысли, особенно тревожные, заполняют все его сознание, и он не в состоянии переключиться на выполнение задания. Важно научить маленького человека тому, что успешно можно делать лишь то, о чем думаешь. Если делаешь одно, а думаешь о другом, то очень трудно выполнить работу качественно.
  • Интересоваться и задавать вопросы. Ребенок от природы любознателен. И чтобы много знать, надо уметь спрашивать, задавать вопросы. Не убивайте у ребенка этого желания. Без желания задавать вопросы не появится желание учиться. Важно, чтобы взрослые не только отвечали на вопросы ребенка, но и учили его самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы путем рассуждения, а может быть, и порекомендовали ему прочесть об этом в книге. Поощряя любознательность ребенка, мы развиваем его интеллектуальные способности. Ребенку необходимо знать, что некоторые вопросы не имеют ответа. Возможно, на некоторые из них ему придется ответить самому. Наука и практика пока не получили ответов на многие вопросы.
  • Не бояться неудач. Это необходимое условие взросления. Чтобы научиться чему-либо, мы должны не бояться ошибок. Человек, как правило, учится на своих ошибках. Умение пережить неудачу, начать все с начала, а не падать духом — очень важное умение. Ни одно большое открытие не давалось без большого числа предшествующих ему испытаний и неудач. Любая работа — это риск, где всегда возможен либо выигрыш, либо проигрыш. Надо не бояться рисковать.
  • Доверять взрослым. Постарайтесь не обманывать ребенка, будьте с ним честным. Дети тонко чувствуют фальшь. Мы платим доверием ребенка к нам за те игры, в которые мы играем с ними, чтобы избежать слез. Старайтесь быть честными практически во всех случаях, а если что-то не получается, то попытайтесь это объяснить ребенку. Вполне можно дать понять ребенку, что не все люди одинаково добрые, но большинство все же добры. Недоверие возникает из ощущения неприятных качеств личности человека. Для детей такое ощущение — не редкость. Важно показать ребенку, что часть людей наделена отрицательными чертами. Они практически есть в каждомчеловеке. Человек не может состоять из одних достоинств или недостатков. Не было бы недостатков, не видно было бы и достоинств, и наоборот.
  • Думать самому. Этому легко научиться. Надо просто поощрять ребенка в том, чтобы он высказывал свои суждения, не боясь, что его накажут. Когда мы демонстрируем уважение к его мнению, обсуждаем ситуацию «на равных», высказываем свое мнение, мы учим ребенка анализировать последствия действий прежде, чем он их совершит. Мы готовим его к принятию самостоятельных решений. Особенно важно научить ребенка говорить «нет», отказываться от чего-то — это очень важное качество человека. Не каждый способен сказать «нет».

Поступление в школу – это новый этап в жизни ребёнка. Это торжественное событие иногда отмечается тревогой, страхом  неизвестности.

На наших занятиях дети будут знакомиться со сказками для школьной адаптации, которые оказывают организующее влияние на учебную деятельность, учат правильно обращаться со школьными принадлежностями, развивают аккуратность и самостоятельность, позволяют понять логигу процесса обучения, позволяют выработать эффективные стратегии поведения в тех или иных школьных ситуациях.

В ходе сюжетной линии занятия дети выполняют упражнения, играют в подвижные  и настольно-печатные игры, развивающие познавательные способности дошкольников (память,внимание, мышление, восприятие, эмоциональную сферу, волевую сферу, формирующие адекватную самооценку, а также приобретают навыки групповой работы, учатся соблюдать правила игры.

Учитывая тот факт, что ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста является ролевая игра, занятия проводятся в игровой форме с элементами учебной деятельности.

********************************************************************************************

Упражнения для саморасслабления

⦁ Совершенно расслабьте правую кисть, покачивая ею на весу, с упором на локоть (в зависимости от того сидите вы или лежите локоть опирается на подлокотник или поверхность кровати). Добейтесь, чтобы она висела как плеть. То же самое — с левой кистью. Обе вместе. Попеременно.
⦁ Постарайтесь расслабить пальцы рук. Это непросто, поскольку наши пальцы обычно немного согнуты. Полное расслабление пальцев уже само по себе неплохое средство самоуспокоения. (Попробуйте применять это упражнение, когда вы находитесь в состоянии гнева).
⦁ В положении стоя или сидя (на стуле), поднимите прямую руку вверх. Свободно опустите. Чередуя руки и одновременно. Добейтесь, чтобы руки болтались свободно, как пустые рукава одежды. Стоя, раскачивайте расслабленные руки, как маятники, постепенно, то увеличивая, то уменьшая амплитуду качаний («пустые рукава под ветром»)
⦁ Лежа, надавите с напряжением всей рукой на кровать — расслабьте. Уловите контраст. Чередуя и одновременно.
⦁ Стоя на низкой подставке или на толстой книге, свободно качайте висящей ногой, как маятником, затем повторите это упражнение другой ногой.
⦁ Сидя или стоя, поднимите высоко плечи — свободно опустите. Правое и левое.
7. Стоя, свободно наклонитесь вперед (уроните половину тела) — выпрямитесь.
⦁ Сидя прямо, свободно откинуться назад, на спинку кресла.
⦁ Сидя прямо, локти лежат на бедрах свободно свеситься вперед, согнувшись в талии, голова опущена, руки расслабленно съезжают вниз. Из положения сидя прямо, с расслабленными руками завалиться набок, всей тяжестью, на подлокотник кресла или на диван. Вправо и влево, попеременно.
⦁ Лежа, приподнимите туловище, оперевшись на затылок и пятки, затем свободно опуститесь в исходное положение.
Стоя или сидя, уроните голову на грудь, как это делает, засыпая, крайне усталый человек. Стоя: круговые вращение головой — не спеша, мягко и пластично.

 Дыхание для расслабления

Для того чтобы справиться со стрессом и негативными переживаниями, иногда достаточно просто наладить дыхание. В этом поможет техника абдоминального дыхания. Нужно медленно набрать в легкие воздух (Вы умеете вдыхать медленно? А когда сердитесь?), затем задержать воздух, неторопливо сосчитав до четырех. Точно так же на четыре счета выдохнуть — и на четыре счета снова задержать дыхание, не вдыхая.
С помощью этой дыхательной практики можно сразу убить двух зайцев. Во-первых, волей-неволей заставить себя дышать медленно и избежать гипервентиляции легких. Во-вторых, отвлечь возбужденный ум от проблемы, вызвавшей бурную реакцию, и переключить его на счет от одного до четырех.

Сбрасывание «зажимов» лица — хорошее средство сохранения самоконтроля в напряженных ситуациях.
⦁ Сморщите лоб, подняв брови («удивление») — расслабьтесь. Постарайтесь сохранить лоб абсолютно гладким в течение минуты.
⦁ Нахмурьтесь («сержусь») — расслабьте брови.
⦁ Расширьте глаза («страх») — расслабьте веки.
⦁ Расширьте ноздри («вдыхая запах»).
⦁ Зажмурьтесь («ужас») — расслабьте веки; сузьте глаза — расслабьте.
⦁ Поднимите верхнюю губу, сморщив нос («презрение») — расслабьте.
⦁ Оскальте зубы («ярость») — расслабьте щеки и рот.
⦁ Оттяните вниз нижнюю губу — («отвращение») — расслабьте

********************************************************************************************

СТРАХИ И ТРЕВОЖНОСТЬ

Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:
1. Повышение самооценки.
2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
3. Снятие мышечного напряжения
Методы устранения страхов
⦁ Рисование страхов
⦁ Сочинение рассказов на тему страха
⦁ Фантазирование
⦁ Сюжетно – ролевые игры
⦁ Ролевые игры – драматизации
⦁ Паззл (нарисовать свой страх, делит его на кусочки, превращает в паззл)
⦁ Закрыть страх в сундук и отдать на хранение
⦁ Работа с пластилином.
⦁ Работа с нитками
⦁ Игра «Кляксы»

Для тревожных детей характерны соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.
Как выявить тревожного ребенка.
П. Бейкер и М. Алворд советуют присмотреться, характерны ли для поведения ребенка следующие признаки.
Критерии определения тревожности у ребенка:
1. Постоянное беспокойство.
2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
4. Раздражительность.
5. Нарушения сна.
Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.
С целью выявления тревожного ребенка используется также следующий опросник (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т. М.).
Признаки тревожности: ребенок
1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.
Суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности.
Высокая тревожность — 15-20 баллов.
Средняя — 7-14 баллов. Низкая — 1-6 баллов

Профилактика страхов и тревожности
⦁ В своей работе применять личностно ориентированную модель воспитания, которая имеет в виду следующее: установление контакта, подразумевающего доброжелательное, искреннее, заинтересованное отношение к ребенку;
⦁ создание условия для проявления творческих возможностей ребенка и веры в свои силы и возможности;
⦁ проявление терпения и педагогического такта;
⦁ критический анализ результатов педагогического воздействия на воспитанников;
⦁ взаимодействие со всеми участниками воспитательного процесса
⦁ разрешить ребёнку больше двигаться, особенно бегать
⦁ создавать условия для интересных занятий
⦁ использовать игры такого плана, в которых ребёнок может проявить себя смелым и ловким
⦁ проявлять заботу и участие во всех делах ребенка,соблюдая принцип «абсолютного принятия»
⦁ постепенно приучать ребенка самостоятельно принимать решения и преодолевать препятствия с помощью одобрения, похвалы и личного примера.

 

 *********************************************************************************************************

«10 способов предотвратить истерику у ребёнка»

 

  1. Отсрочка времени.Напомните вашему малышу о важном событии, без которого просто необходимо отложить плач. («Давай, ты попозже поплачешь, а то скоро солнышко сядет. А если ты будешь долго плакать, то мы не успеем погулять»). Важно, что вы не отнимаете права ребёнка на слёзы, просто просите немного подождать. Многие детки соглашаются на такую уступку.
  2. Осознанный плач.Попросите ребенка плакать тихим голосом (например, чтобы кошку не разбудить) или плакать низким голосом (чтобы у папы не болела голова). Если малыш послушается, то настоящего плача уже не получится. Скорее всего это будут вокальные упражнения, которые быстро прекратятся.
  3. Отвлекающий маневр.Попробуйте отвлечь ребёнка. Например, так: «Ой, что это у тебя, ресничка на глазу, подожди, я сейчас вытащу, а то она мешает плакать». Или: «Ой, смотри, какая к тебе Злюка-Капризюка прилетела! Вон, на правом плечике сидит. Давай её прогоним. Может водой смоем или в мешок посадим? А может, ты её нарисуешь? Или слепишь из пластилина?»
  4. Артист без публики.Иногда истерика бывает направлена на аудиторию. Отведите ребенка в не слишком людное место на улице или оставьте одного в комнате. У К. Чуковского в книге «От двух до пяти» приводится такой диалог:
    -Почему ты плачешь?
    -Я не тебе плачу, а тете Вале.
    Понятно, что без тети Вали плакать нет смысла.
  5. Выброс эмоций. Предложите ребёнку объект для выброса эмоций. Это может быть подушка, мячик, молоток или дощечка для выхода негативной энергии (продаются в специализированных отделах).
  6. Смешной ритуал. Придумайте его сами. Например, как только ваш малыш задумает плакать — включайте фен, чтобы сушить его слёзки, или пылесос, чтобы почистить его от Капризки. (НО! Не применяйте вышепредложенный способ, если ребенок боится звуков бытовых приборов!)
  7. Говорите о чувствах. Иногда достаточно озвучить ребенку то, что он чувствует, чтобы повод для плача исчез.
  8. Адекватная замена.      Например, «Мы сейчас не можем купить этот самолетик, но зато когда придем домой, мы построим его из стульев, слепим его из пластилина и т. д.»
  9. Витамины смехаучат детей постарше контролировать свои эмоции. В качестве таких витаминов подойдет что-то вкусное, любимое ребенком, но иначе недоступное. Важно, чтобы ребёнок знал — если лекарство не подействует, то больше его предлагать не будут.
  10. Обнимашки. Крепко-крепко обнимите ребенка, поцелуйте, скажите, что любите. Любите даже такого — с заплаканной мордашкой, капризного, ноющего. Теплота взгляда и доброта сердца высушат детские слезы быстро и надежно!

От чистого сердца желаю Вам терпения, силы и успеха в гармоничном воспитании Вашего малыша!

***************************************************************************************

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ 

ИДЕАЛЬНОГО ПЕРВОКЛАССНИКА 

1. Педагогическая готовность:

– навыки чтения;

– навыки письма;

– навыки рисования;

– звуковая культура речи (чистая речь);

– умение развернуто ответить на вопрос;

– хороший словарный запас;

– хорошая общая осведомленность.

2. Интеллектуальная готовность:

– дифференцированность восприятия как основа мышления;

– развитое воображение;

– хорошая ориентировка в пространстве и времени;

– развитое наглядно-образное мышление (умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности, а также умение сравнивать их, видеть сходное и отличное;

– развитая тонкая моторика рук (владение карандашом, ручкой, ножницами, навыки рисования);

– хорошая память;

– развита регулирующая функция речи (выполняет словесные инструкции);

– интеллектуальная активность (умение превратить учебную задачу в самостоятельную цель деятельности);

– предпосылки абстрактно-логического мышления (способность понимать символы, способность сформулировать вопросы, способность самостоятельно рассуждать, находить причины явлений и делать простые выводы).

3. Мотивационная готовность:

– выраженность познавательных интересов;

– стремление освоить роль школьника (хочет ходить в школу, иметь портфель и т. п.);

– принятие системы требований, предъявляемой школой и учителем.

4. Эмоционально-волевая готовность:

– умение управлять своим поведением (на уроке, во время перемены);

– сохранение работоспособности в течение одного урока и в течение учебного дня;

– эмоциональная устойчивость (регуляция эмоций);

– произвольная регуляция внимания (концентрация, устойчивость, переключение внимания);

– умение задерживать свои импульсы (например, не перебивать других в разговоре);

– умение продлить действие, приложив к этому волевое усилие.

5. Коммуникативная готовность:

– желание общаться со взрослыми и детьми;

– умение установить контакт с учителем;

– сохранение чувства дистанции;

– способность к личностному контакту со взрослым (в противовес ситуативному);

– умение устанавливать контакт со сверстниками;

– умение войти  в детский коллектив и найти свое место в нем;

– умение выполнять совместную работу;

– умение поддерживать равноправные взаимоотношения со сверстниками.

ВОСПИТАТЕЛЬ И РОДИТЕЛЬ

 

Жизнь человека в обществе начинается с порога детского сада, и именно поэтому основы общественных отношений, заложенные воспитателями детского сада, являются определяющими в дальнейшем развитии ребёнка.

В обозримом будущем замаячил детский сад, вот уже и путевка на руках, а на душе неспокойно. Каждому родителю хочется, чтоб его ребенку было хорошо в саду. Чтобы он не плакал и не тосковал по дому. Чтобы  дети не попадались агрессивные, не обижали их чадо. Чтобы  воспитательница была добрая. Все эти страхи обоснованы и нормальны – в известных пределах.

Знакомясь с воспитателями, не только оцените их характер и стремление работать с детьми, но и сами постарайтесь не вызвать у них напряжения. Ведь залог успешного посещения ребенком садика — контакт родителей и воспитателей, умение и желание взаимно сотрудничать. Зачастую родители не желают сотрудничать с воспитателями. Отмахиваясь, что это их работа. А ведь родителям необходимо знать, как ведет себя ваш ребенок в группе, как он играет  с другими детьми, сходится со сверстниками, выполняет элементарные требования. В чем ребенку надо помочь, что подкорректировать дома. В большинстве случаев педагоги всегда готовы поделиться с родителями такой информацией. Только самим родителям это не всегда интересно. А жаль. Ведь наиболее успешное окончательное формирование личности с помощью садика будет только тогда, когда и в группе, и в семье требования будут одинаковые.

Приведем несколько примеров из жизни детского сада.

Воспитательница приучает детей убирать за собой. Мама в свою очередь говорит ребенку дома «Оставь, потом я уберу» — ребенок и в саду будет вести себя так же, ссылаясь на то, что ему так разрешила мама. Если в группе принято аккуратное поведение за едой, а дома ребенку позволяется есть чуть ли не руками, в таком случае конфликты с педагогом и с товарищами по группе ребенку обеспечены. Потом вскоре начнется «я в садик не хочу», капризы и так далее…

Или еще ситуация. Воспитательница в садике активно прививала детям навыки бесконфликтного общения, в частности, не позволялось споры решать кулаками. И вот в группе появился мальчик (довольно крупного телосложения), который начал всех задирать. Естественно, что возникнут проблемы взаимоотношений ребенка и с воспитателем, и с детьми, у воспитателя с родителями и т.д. Требования к поведению, воспитанию должны быть едины как в семье, так и в детском саду.

Вообще очень важный показатель адаптации ребенка в группе — то, что он не выделяется в негативном плане из общей массы. Это не значит, что дети должны воспитываться как одинаковые винтики. Каждый ребенок вполне имеет право выделяться в группе, но по-своему: кто-то умеет танцевать, кто-то петь, кто-то рисовать, а кто-то быстрее всех одевается. Как правило, хороший воспитатель никого не подавляет и уравниловкой не занимается. Но вот становиться всеобщим отверженным или молчаливой тихоней — это ребенку не на пользу. В конце концов, именно за этим его привели в садик, чтобы он учился активно общаться.

Пример, который вроде бы выглядит смешно: на утренник посвященный Новому году, одни дети участвуют в танце, другие поют песню, третьи рассказывают стихотворения. Естественно, детям, которые плохо говорят, стихи стараются не давать, здесь надо заметить были дети трех лет. Вы спросите почему? Нет, не потому что из личных побуждений, а потому что не проговаривание некоторых букв будет выглядеть, мягко говоря смешно не только для сверстников. Но одна настойчивая мама очень просила стихотворение для дочки, которая говорила очень плохо. Видно она  думала, что утренник для ее ребенка заключается в рассказывании стихотворения.  Что же получилось из этого? Ребенок восторженно  идет рассказывать стих, а над ним смеются не только дети, но некоторые не совсем воспитанные взрослые, которые тоже издают смешки. Девочка расплакалась и убежала к маме. Ей уже не нужен был никакой праздник. И сразу задаешься вопросом, кто же был прав в данной ситуации.

Зачастую родителей не интересуют такие вещи как занятия, успехи ребенка. Они интересуются — поел ли их ребенок, все ли он съел, поспал ли. Интересуйтесь в первую очередь успехами ребенка, его новыми знаниями и достижениями. Хвалите его за какие-то проявленные результаты. На занятии в садике выучили песенку, и ребенок вам ее спел — прекрасно; в группе выставлены какие-то рисунки или аппликации детей — посмотрите, где работа вашего ребенка, проявите интерес к его творчеству. Не говоря уже о том, что часто дети на занятиях делают подарки родителям — что-то рисуют, лепят, клеят. И не стоит сразу на глазах ребенка, получив такой подарок, выкидывать его в мусорное ведро.

Расспросите ребенка и о тех возможных проблемах, которые были в саду. Понятно, что вовсе не обязательно «собирать компромат» на работников садика, но если ребенок на что-то пожаловался — стоит обратить на это внимание. Естественно, дети излагают свою точку зрения на происходящее не всегда объективно. Порой дети фантазируют — просто ради фантазии. А иногда излагают происшедшее вроде бы правильно, но скажем так, не совсем адекватно, вот именно «по-детски». Поэтому всегда стоит выяснить подробности у воспитателей; не сразу обвинять, а именно выяснить.

Стоит заметить еще один фактор — как не должны вести себя родители, отдавая ребенка в детский сад.

Часто родители задают  ребенку провокационные вопросы, например, кто его обижал в детском саду. Если вы задаете вопрос, то ребенок должен дать на него ответ. Ребенок начинает думать, что, возможно, в саду могут обижать, значит, в саду будут обижать. И ребенок, даже если его никто не обижал, может сказать, что меня обижал тот и тот, потому что эту тему мама ему задала сама.

 Правильные вопросы, которые стоит задавать ребенку: «Что нового, интересного ты сегодня узнал?» «Кто стал твоими друзьями?», «Что вы делали?», «Куда ходили?», и т.п. Подобные вопросы будут побуждать ребенка к позитивным мыслям.

 Еще одна из наиболее частых проблем встречающихся  в детском саду, это восприятие ребенком авторитета мамы и воспитателя. Приводя ребенка в детский сад, мама должна «убирать свой голос», так как в детском саду с ребенком разговаривает воспитатель.

Бывает, что мамы, не могут остановиться в контроле над ребенком, постоянно руководя им, а ребенку уже пора учиться самому принимать решения. И он не будет оглядываться назад – как на него посмотрела мама. Если же ребенок будет постоянно чувствовать контроль, он заработает себе кучу комплексов, которые в дальнейшем будут мешать ему во взрослой жизни.

Вообще одним из главных профессиональных качеств человека считается общительность. И это верно, так как воспитателям ежедневно приходится общаться со множеством людей: коллегами, родителями, детьми, другими сотрудниками, администрацией. Но при всем многообразии общения, очень важно, чтобы дети наблюдали высокую культуру речевого общения. Мало быть общительным, нужно быть еще и тактичным. Пожалуй, редко, кто из нас задумывается, умеем ли мы общаться с окружающими нас людьми. Обладаем мы культурой речевого общения? Хорошие ли мы собеседники? Ведь нам кажется, что нет ничего проще, чем разговаривать со своими знакомыми, коллегами, воспитанниками и т.д.

Представьте себе такую ситуацию…

Утро. В вестибюле детского сада слышатся голоса самых ранних маленьких хозяев, их мам и бабушек. Выходит воспитатель, приветливо со всеми здоровается, участливо справляется о здоровье одной из воспитанниц, а уж затем напоминает матери о медицинской справке с разрешением ребенку посещать детский сад. Наклоняется к девочке и, погладив ее по голове, говорит: “А ребята заждались тебя, все спрашивали, когда ты придешь. Да ты, никак, выросла, пока дома была?! Тебя не узнать! И платье на тебе новое!”.

Всего несколько фраз, обращенных к ребенку, и он чувствует себя обласканным. И расставание с мамой становится делом не трудным. А как приятно маме, что к ее ребенку проявляют внимание.

Хорошо когда и родители, и воспитатель довольны друг другом. Но такая идиллия скорее исключение из правил. Что греха таить — поводов для конфликта немало, причем претензии (зачастую вполне обоснованные) имеются у обоих сторон. Давайте разберемся, что же может не устраивать обе сторон.

Что не устраивает родителей:

  • с ребенком мало занимаются в саду;
  • не создают должных условий для укрепления его здоровья, мало (или слишком много) гуляют, не проветривают или слишком часто проветривают группу, слишком легко (тепло) одевают;
  • не могут найти подход к ребенку;
  • используют непедагогичные методы в отношении ребенка;
  • плохо следят за ребенком (не вытерли сопельки, не сразу сменили трусики, не переодели грязную футболку);
  • ребенка заставляют есть или, наоборот, не следят, чтобы он все съедал;
  • ограничивают свободу ребенка (одна мама жаловалась мне, что её ребенка заставляют во время тихого часа лежать в кроватке; она думает, что воспитатели должны просто поиграть с ребенком, раз он не хочет спать);
  • часто наказывают и жалуются на ребенка, если его поведение не устраивает воспитателей;
  • не принимают меры в отношении агрессивных детей, особенно если их ребенка укусили (что нередко случается в яслях), ударили, поцарапали.

Конечно, и у воспитателей есть свои  претензий к родителям:

  • неуважительно относятся к персоналу детского сада, могут отчитать на повышенных тонах при ребенке;
  • забывают оплатить квитанции, вовремя внести плату за дополнительные занятия;
  • забывают положить детям в шкафчик сменную одежду;
  • приводят детей в садик без элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к режиму дня садика;
  • плохо воспитывают детей (чрезмерно балуют или, наоборот, не уделяют должного внимания ребенку);
  • предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются к мелочам.

Помните о том, что оставляя своего ребенка в саду, вы оставляют зеркало, отражающее родителей, их отношение к миру и друг другу. Даже от самых маленьких детей воспитатель, невольно, получает информацию о семье малыша. Обо всех крупных домашних ссорах, о выяснении отношений с помощью силы и других семейных конфликтах, воспитатели, сами того не желая, узнают одними из первых. Совершенно бесконфликтных семей не бывает, но в ваших силах сделать так, чтобы ни ребенок, ни вы излишне не страдали от последствий каких-то семейных ссор.

Старайтесь ограждать детей от публичного выяснения отношений, это не идет на пользу никому. Приходя в детский сад, не стесняйтесь рассказать воспитателю как можно больше о своем ребенке. Так ему с самого начала будет гораздо проще найти к малышу подход. Расскажите о том, чем ребенок увлекается, какие игры у него любимые, отметьте об особенности его темперамента, характера. Скажите о том, какие блюда он предпочитает и какие продукты есть категорически отказывается. Как проще засыпает. Обязательно скажите, на что следует обратить особое внимание. Возможно, у крохи есть какие-то проблемы со здоровьем (аллергия, какое-либо хроническое заболевание).

Не стесняйтесь рассказать о том, что ваш ребенок еще не умеет делат, об особенностях развития и характера, которые вас волнуют: например, ребенок очень агрессивен или слишком замкнут и стеснителен. Лучше, чтобы воспитатель сразу знал, чему в процессе работы с ребенком надо будет уделить больше внимания. Запомните: чем больше воспитатель знает о вашем ребенке, тем с большим пониманием он будет к нему относиться. Лучше будет, если вы расскажете о методах воспитания, принятых в вашей семье. Заставляете ли вы ребенка есть или демократично подходите к этому вопросу? Какие методы наказания допускаются в вашей семье? Хорошо, если воспитатель сам заговорит об этом, но ведь далеко не каждый воспитатель решится расспрашивать родителей, хотя такая информация зачастую необходима для того, чтобы лучше понимать ребенка.

Если в вашей семье приняты строгие методы воспитания, в том числе — физические наказания, будьте готовы к тому, что с вашим ребенком возникнут проблемы. В арсенале у педагогов нет ремней, а самая строгая мера педагогического воздействия, допустимая в детском саду — посадить ребенка на стульчик, отстранив от игр и занятий, и дети, привыкшие к физическим наказаниям, могут просто её не воспринимать. Следовательно, и работа с таким ребенком может стать настоящей проверкой на прочность для воспитателя.

Будьте приветливы и вежливы с воспитателем. К сожалению, некоторые родители даже не считают должным поздороваться или попрощаться с воспитателем, приводя ребенка в детский сад.

Родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке. Доверяйте воспитателям, больше общайтесь. Если все делать сообща, то обязательно будет хороший результат. Вместе мы вырастим достойных людей, которые не затеряются в современном мире.

Дата обновления страницы: 06.05.2020

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Тел. доверия для детей, подростков и их родителей: 88002000122