Рекомендации музыкального руководителя

Каждый человек идёт к музыке своим путём. П

омогите детям полюбить музыку, и в ваш дом войдёт верный друг,

который сделает жизнь яркой и интересной, не оставит в трудную минуту.

Музыкальный руководитель — Алена Владимировна Русниченко

«Музыка начинается в семье»

Дорогие мамы и папы!

Каждый человек идёт к музыке своим путём. Помогите детям полюбить музыку, и в ваш дом войдёт верный друг, который сделает жизнь яркой и интересной, не оставит в трудную минуту.

В душе каждого ребёнка есть искорка любви к прекрасному — от вас во многом зависит, разгорится она ярким пламенем, освещая и согревая жизнь растущего человека, или погаснет.

Постарайтесь:

  • Создать дома фонотеку записей классической, народной, современной детской музыки;
  • Приобретать музыкальные игрушки (погремушки, гармошки, дудки и др.) и изготовлять их самостоятельно;
  • Поощрять любое проявление песенного и танцевального творчества малыша, петь и танцевать вместе с ним;
  • Если вы владеете игрой на каком-либо музыкальном инструменте, как можно чаще музицировать, аккомпанировать своему малышу, когда он поёт или танцует;
  • Искать музыку везде: дома, в лесу, на берегу реки и моря, в городе;
  • Посещать со своим ребёнком музыкальные концерты, театры.

От природы музыкален каждый.

Природа наградила человека щедро: она дала ему всё для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир, позволила ему слышать всё многообразие существующих вокруг звуков.

Все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как именно от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребёнок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Музыка детства — хороший воспитатель и надёжный друг на всю жизнь. Подружите с ней малыша!

Педагоги и музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельност и (физиологические особенност и строения организма, например, органов слуха или голосовогоа ппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Также считается доказанным, что если для музыкального развития ребёнка с самого рождения созданы необходимые условия, то это даёт значительный эффект в формировании его музыкальности.

Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребёнка как можно раньше. Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание.

Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не стоит огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть или станцевать или его исполнение далеко от совершенства. Не расстраивайтесь! Количество обязательно перейдёт в качество, только для этого требуется время и терпение.

Ни в коем случае не приклеивайте вашему ребёнку ярлык «немузыкален» (это проще всего) — постарайтесь сделать всё для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

Чем активнее общение вашего ребёнка с музыкой, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней, тем более музыкальным он становиться.

Памятка для родителей:
КАК ВЕСТИ СЕБЯ НА ДЕТСКОМ УТРЕННИКЕ

Добро пожаловать на детский праздник к нам
И с правилами ознакомиться мы предлагаем Вам
Мы в музыкальном зале рады видеть всех
Всегда звучат здесь песни, детский смех.
И чтобы праздник был спокойней, веселей,
Не надо брать с собой грудных детей.
Устанут, будут плакать, и кричать,
Нехорошо артистов огорчать.

В день праздника вы постарайтесь раньше встать.
Чтоб на утренник в детсад не опоздать.
Чтоб Ваша дочка или ваш сынок
Костюм надеть спокойно смог.
А вот фотоаппарат иль камеру возьмите,
И обязательно весь праздник нам снимите.

А что же можно? Спросите вы нас!
Мы очень просим, дорогие, Вас
Аплодисментами поддерживать детей,
Чтобы артисты стали посмелей.

А если уж пришлось вам опоздать
То постарайтесь никому не помешать.
Вы между номерами паузу дождитесь
Пройдите в зал и у дверей садитесь.

И не забудьте снять пальто и шапки.
Снимите сапоги, наденьте тапки,
А лучше туфли на высоких каблуках.
Чтоб все вокруг сказали: «Ах!».

Ещё хотим, друзья вам предложить
Свои таланты в зале проявить.
Читать стихи, петь песни, танцевать,
Шутить, на сцене роль сыграть,
Танцуйте, пойте, веселитесь с нами
И знайте, ждем всегда мы встреч приятных с вами!

Влияние музыки на психическое развитие ребенка

 

“Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка. Развивая чуткость ребёнка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления”.
В.А.Сухомлинский

 

Музыка и психология имеют общий объект — человека. Все чаще музыка привлекает к себе интерес психологов в силу того, что она оказывает опосредующее влияние на развитие и функционирование механизмов обучения, памяти, восприятия, поведения, эмоций, интеллекта, языка, развития, образования, психотерапии.

Каждого из нас окружает огромное количество звуков. Владеть ими, подчинять их себе — значит использовать дополнительный ресурс, дарованный жизнью.

Не секрет, что музыка влияет на психику, физиологию, настроение, волю слушателя. Музыкальное произведение оказывает возбуждающее или успокаивающее воздействие. Оно может вызвать как положительные, так и отрицательные эмоции.

И хотя направления современного образования имеют разнообразный характер, хотелось бы настойчиво утвердить тезис о важности музыкального воспитания детей всех возрастных групп, о значении музыки в развитии мышления, воображения, внимания, памяти, воли, эмоциональной сферы, нравственно-эстетических потребностей, познавательных способностей.

Музыка активизирует восприятие и представление, будит фантазию и воображение. Музыка имеет познавательное значение. В ней отражены жизненные явления, обогащающие дошкольников новыми представлениями.
Музыка отражает страницы истории. Знакомясь с музыкальными произведениями, ребенок получает ответы на многие интересующие его вопросы. То есть музыка несет информативный характер, что существенно повышает знания малыша об окружающем мире.

Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Кроме того, музыка объединяет детей в единые переживания, становится средством общения между ними. Музыка также является одним из критериев социальной аффилиации (она помогает идентифицироваться с определенной социальной группой или чувствовать свою отстраненность от нее).

В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно — эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании – это воспитание Человека.

В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие способности к восприятию музыки.

Музыкальное воспитание стимулирует и корректирует естественное развитие ребенка, поскольку под влиянием чувств удовольствия и радости, возникших в контакте с музыкой, растет напряженность и активность психических процессов.

 Творческие музыкальные задания способствуют возникновению поисковой деятельности ребенка, требующей умственной активности.

В развитии личности музыкальное воспитание не должно быть второстепенным или дополнительным, оно должно быть основополагающим. Фантазию и способность к переживанию следует развивать в дошкольном возрасте. Ребенок никогда не утратит то, что было заложено в ранние годы жизни.

Сам факт вовлечения ребенка в активную художественную деятельность значительно ценнее, чем ее результаты, поскольку именно в процессе деятельности проявляется и формируется психика ребенка.

Уже доказано, чем больше внимания отводится музыке, тем успешнее проявляют себя дети и в других сферах своей жизни.

Одно из звеньев музыкального воспитания – слушание музыки является основой развития слушательских навыков, целостного, обобщенного восприятия, произвольного слухового внимания и памяти.

 Восприятие музыки путем слушания является одним из самых абстрактных способов мышления, требующих особой психической сосредоточенности, умение держать внимание и эмоциональное напряжение.

 Восприятие музыки – сложный процесс, наполненный глубокими переживаниями. В нем переплетаются сенсорные ощущения, предыдущий опыт, яркие ассоциации следование за развитием музыкальных образов, осмысление их и ответные реакции на них.

 Слушая музыкальное произведение, дети интересуются его содержанием. У них рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чем рассказывает музыка.

. Через слушание музыку мы учим детей душевной и духовной сосредоточенности, способности прочувствовать и вдуматься, побыть некоторое время наедине с самим с собой, со своим внутренним миром. Слушание музыки развивает у ребенка умение четко дифференцировать окружающий его мир, делает малыша более наблюдательным и чувствительным.

В процессе слушания музыки у ребенка развивается эмоциональный слух — способность человека к адекватному восприятию эмоционального состояния другого человека по его голосу.

Исследования показали, что человеческий мозг использует большое количество участков для слушания музыки. Левая часть мозга обычно обрабатывает ритм и высоту звука, а правая — тембр и мелодию.
Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, то есть требует внимания, наблюдательности, сообразительности.

Следующее звено музыкального воспитания – исполнение музыки – пение, сольфеджирование, ритмическое воспитание, музицирование.

Исполнение музыки развивает точную реакцию детей, координацию мышления и движений, красоту повседневной речи. Вокальное воспитание оказывает влияние не только на эмоционально-эстетический строй личности ребенка, но и на его умственное развитие. Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи. А речь, как известно, является материальной основой мышления. Кроме того, воспитание музыкального ладового чувства связано с образованием в коре головного мозга человека сложной системы нервных связей, с развитием способности его нервной системы к тончайшему регулированию процессов возбуждения и торможения, других внутренних процессов, протекающих в организме.

Процесс обучению пению требует от ребенка большой активности и умственного напряжения. Он учится сравнивать свое пение с пением других, сопоставлять различный характер музыкальных фраз, предложений, оценивать качество исполнения песни.

Пение – сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, взаимодействие певческой интонации и слухового, мышечного ощущения.

Коллективное пение способствует решению воспитательных задач. Чередование различных музыкальных заданий, видов деятельности требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявления волевых усилий. Исполняя песню, ребенок должен вовремя начать и закончить ее; в танцах уметь выполнять движения, подчиняясь музыке. Все это совершенствует тормозные процессы, воспитывает волю. Музыкальная деятельность закладывает основы общей культуры будущего человека.

Психологи утверждают, что воздействие музыки на общефункциональную деятельность ребенка вызывает в нем двигательные реакции. При этом подчеркивается особая роль движений как непосредственной реакции на музыку в процессе формирования активного музыкального восприятия.

Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Движения под музыку способствуют формированию личности ребенка, его познавательной, волевой и эмоциональной сфер. Познавательные способности развиваются благодаря разнообразной тематике музыкальных игр, хороводов, ознакомлению с художественными движениями.

Музыкально-ритмические движения можно рассматривать как волевые проявления, так как ребенок действует, сознательно выполняя поставленные перед ним задачи. Необходимость действовать под музыку развивает волевые качества.

Игры, танцы требуют своевременной реакции на внешний раздражитель, своевременного переключения с одного движения на другое.
Музыкально-ритмические движения заставляют детей переживать чувства, выраженные в музыкальном произведении. Ощущая красоту своих движений, ребенок эмоционально обогащается.

Движение является неотъемлемой частью элементарного музицирования, так как представляет собой одно из наиболее естественных проявлений потребности самовыражения детей, независимо от их возраста. Дети с удовольствием сопровождают слышимую музыку различными телодвижениями, “проживая” в пластических образах прежде всего её ритмическую, а позже и её интонационную сущность.

Музицирование обладает большим потенциалом эмоционального, психологического и социального воздействия, способствует формированию таких личностных качеств, как гибкость, экспрессивность, спонтанность (способность к импровизации), толерантность, прививает навыки невербального общения, взаимодействия и сотрудничества.

Музыка – неумирающие, волнующие душу человека произведения, раскрывающие ему всевозможные жизненные грани – любовь и ненависть, добро и зло, правду и фальшь, честь и предательство. Музыка, слово, движение развивают духовные силы, создают основу для развития личности, основу, без которой человечество придет к духовно-нравственной опустошенности.

 Музыка в сообществе всех искусств занимает почетное место, так как всесторонне и комплексно воздействует на человека. Даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения).

Деструктивная музыка

Деструктивность (от лат. destructio — разрушение) —  в широком смысле — разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо; уничтожение.

В многоликом современном мире любое явление можно направить и в положительную и в отрицательную стороны. Музыка — не исключение. В последние десятилетия XX века появилось множество музыкальных направлений, и большинство из них, отмечают исследователи, действуют разрушительно на живые организмы. Если классическая музыка ускоряет рост пшеницы, то рок-музыка действует угнетающе. Под воздействием классической музыки увеличивается количество молока у кормящих матерей и млекопитающих животных, а при прослушивании рок-музыки лактация резко снижается.

Растения и животные предпочитают гармоничную музыку: дельфины с удовольствием слушают классическую музыку, особенно Баха; услышав классические произведения, акулы в ходе эксперимента собирались со всего океанского побережья; растения и цветы под классическую музыку быстрее раскрывают свои листья и лепестки. Под звуки современной музыки коровы ложатся и отказываются есть, растения быстрее вянут, а человек засоряет своё жизненное пространство хаотичными вибрациями. Западные медики даже ввели в свой лексикон новый диагноз — «музыкальный наркоман». Учёные связали воедино агрессивность и порождающие её звуки: достаточно посмотреть на перевозбуждённую молодёжь после ночного клуба.

Швейцарские учёные доказали, что после рок — концерта человек реагирует на раздражители в 3-5 раз хуже, чем обычно. Профессор Б. Раух утверждает, что прослушивание рок-музыки вызывает выделение так называемых стресс — гормонов, которые стирают значительную часть хранившейся информации в мозгу. Американские врачи во главе с учёным Р. Ларсеном утверждают: повторяющийся ритм и низкочастотные колебания бас — гитары сильно влияют на состояние спинномозговой жидкости, и, как следствие, на функционирование желёз, регулирующих секреты гормонов; существенно изменяется уровень инсулина в крови; основные показатели контроля нравственного торможения опускаются ниже порога терпимости или целиком нейтрализуются. Едва ли не «общим местом» в исследованиях такого рода считается разрушительное воздействие на человеческий организм сверхгромких звуков: подобную музыку специалисты называют «музыкой-убийцей», «звуковым ядом». Русский психолог Д. Азаров однажды признался: «Мне удалось выделить сочетание нот, сходное для всех случаев самоубийства рок — музыкантов. Когда я несколько раз прослушал эту музыкальную фразу, то ощутил такой прилив мрачного настроения, что сам был готов полезть в петлю.»

Множество музыкальных произведений современности созданы из «звуков-убийц». Кто-то скажет: «Если такая музыка существует — значит, она кому-то нужна.» Наш земной мир создан переплетением совершенства и несовершенства, и каждый волен сделать свой выбор. Но чтобы уберечь себя и нашу планету от разрушения, нужно стараться заполнять окружающий мир прекрасным — с помощью живописи, музыки и других видов искусства. Гармоничная музыка — панацея от многих бед, ибо её всепроникающие звуки способны сделать мир прекрасней, а человека — совершенней. Мудрец утверждал: «Слушать Прекрасное, видеть Прекрасное — значит становиться лучше.»

Резкие шумы вообще и деструктивная, негармоничная музыка в частности, кроме психологического раздражения, повышают давление, вызывают головную боль. Гармоничные же звуки природы — журчание бегущего ручья, щебетание птиц, стрекот цикад и даже звук падающей воды в фонтане умиротворяют и создают позитивный настрой.

У одних прослушивание классической музыки повышает интеллект, других эффективно успокаивает, но практически всех — делает здоровее. Эти факты доказаны признанными во всём мире работающими методиками музыкотерапии А. Томатиса, Дж. Морено (его известное произведение «Музыкальная терапия» стало уже классикой), Д. Кембелла, С.Я. Стангрита, В.С. Тесленко, К. Буллита, Г.Д. Диккирсона и многих других.

Было бы правильнее говорить о влиянии на человека не музыки отдельно, а искусства в целом, вернее, вести речь об общем благотворном влиянии арт — терапии, которая включает в себя и живопись, и скульптуру, и садово-парковое искусство, и градостроительство…

И не забывайте:

Мы рождены для вдохновенья, 

Для звуков сладких и молитв…

Дата обновления страницы: 07.11.2018

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Тел. доверия для детей, подростков и их родителей: 88002000122